ТверьлифтТверьлифт
Секретарь
(4822) 42-01-72
Контактная информация

Лифтовая отрасль России вступила в фазу турбулентности и готовится к перестройке

16 июня 2022 года

Отечественные производители лифтов готовы заместить уходящих с рынка иностранных поставщиков при условии гарантированного заказа, заявил журналистам исполнительный директор Клуба инвесторов Москвы (КИМ) Владислав Преображенский.

«Отечественным производителям лифтов раньше было непросто вклиниться в борьбу крупных игроков на рынке новостроек, но сейчас они готовы занять освобождаемую нишу. Однако это потребует перестройки производственных линий, а значит, и времени», – заявил Владислав Преображенский на первой пресс-конференции КИМ «Рынок недвижимости 2022: новый сценарий или повторение истории?».

По его словам, обязательным условием этой перестройки должен стать «длинный и большой» заказ.

Исполнительный директор Клуба инвесторов Москвы Владислав Преображенский

Исполнительный директор Клуба инвесторов Москвы Владислав Преображенский

«Сегодня новостройки еще получают лифты по старым контрактам, заключенным до введения санкций. Пиковая потребность в новых механизмах возникнет примерно через два года, и к этому времени отрасль производства лифтов успеет перестроиться», – подчеркнул Преображенский.

По мнению профессора Московского государственного строительного университета, инженера Михаила Степанова, отечественные производители в ближайшие 2-3 года начнут выпускать сложные лифты со скоростью больше 2 м/с.

Профессор Московского государственного строительного университета, инженер Михаил Степанов

Степанов Михаил Алексеевич
профессор кафедры строительных и подъемно-транспортных машин МГСУ

«Конечно, уход с рынка зарубежных производителей лифтов — это неожиданно (финский производитель KONE временно приостановил поставки в нашу страну 3 марта, лифтовая компания Otis 11 марта перестала принимать заказы в России). Наши производители раньше об этом не думали и заняли нишу лифтов класса «эконом», отдав сложные лифты на откуп западным фирмам. Но сейчас жизнь заставила. Над этом сейчас работают практически все лифтовые заводы, поэтому, я думаю, через год-два будут эти лифты сделаны, и никаких проблем с высотным строительством в России не будет», — сказал Степанов «Радио 1».

Он добавил, что пока производство не налажено, лифты можно закупить в Корее и Китае. «Аналоги привычным лифтам можно найти. В Корее, например, выпускают. Но там филиалы офисов Sigma. Китайцы тоже могут, у них филиалы Otis», — пояснил Степанов.

Первый вице-президент Национального лифтового союза Алексей Захаров

Первый вице-президент Национального лифтового союза Алексей Захаров

В то же время отечественные предприятия пока не способны производить аналоги, им требуется поддержка государства. Об этом в беседе с радиостанцией «Говорит Москва» рассказал первый вице-президент Национального лифтового союза Алексей Захаров.

«Проекты строительства высокоэтажных зданий не один год делаются, по щелчку в феврале-марте произошёл одномоментный отказ ведущих производителей от доставки нового оборудования. Сложность в том, чтобы найти лифты, которые бы соответствовали по размерам шахты, по скоростным параметрам этим зданиям. Будет тяжело найти аналог, потому что каждый проект уникальный. Сроки сдвинутся однозначно.

Производство высокоскоростных лифтов — это высокобюджетная сфера, она требует больших вливаний. Я бы не сказал, что наша промышленность готова в обозримом будущем наладить производство высокоскоростного лифта. Национальный лифтовой союз обращался несколько раз в правительство с поддержкой. За прошедшие пять-шесть лет были предприняты шаги определённые. Но, на мой взгляд, недостаточно».

Захаров отметил, что возникла проблема и с бюджетными лифтами — их стоимость выросла почти в два раза. При этом на долю этой продукции приходится более 90% заказов.

Руководитель направления взаимодействия с финансовыми институтами девелоперской компании "А101" Анатолий Клинков

Анатолий Клинков
Руководитель направления взаимодействия с финансовыми институтами ГК "А101"

Как считает руководитель направления взаимодействия с финансовыми институтами девелоперской компании "А101" Анатолий Клинков, российские производители смогут полностью заменить поставку высокоскоростных лифтов ушедших западных компаний в перспективе ближайших двух лет.

Председатель Союза жилищных организаций Москвы Константин Крохин в эфире НСН отметил, что у России на фоне политических и логистических проблем нет других вариантов, кроме как покупать китайское лифтовое оборудование.

Даже российское лифтовое оборудование имеет китайские комплектующие, а изношенность лифтов в стране очень высока, при этом производители стали запрашивать стопроцентную предоплату на их замену, с чем не справляются управляющие компании. Об этом в беседе с Telegram-каналом «Радиоточка НСН» заявил председатель Союза жилищных организаций Москвы, член комитета по предпринимательству в сфере ЖКХ ТПП РФ Константин Крохин.

председатель Союза жилищных организаций Москвы, член комитета по предпринимательству в сфере ЖКХ ТПП РФ Константин Крохин

Константин Крохин
Председатель Союза жилищных организаций Москвы, член комитета по предпринимательству в сфере ЖКХ ТПП РФ

Ранее представители рынка недвижимости сообщили, что российские девелоперские компании ведут переговоры о сотрудничестве с китайскими, турецкими, корейскими, греческими производителями лифтов из-за ухода из России немецких, финских и американских организаций. Крохин подчеркнул, что России, как и раньше придется покупать лифтовое оборудование у Китая.

«Нынешние взаимоотношения с европейскими странами привели к тому, что наблюдается дефицит запчастей и поставок по импортным европейским лифтам - это примерно от 10 до 15% рынка, например, по Москве. Дело в том, что еще несколько лет назад в России не производились высотные скоростные лифты, и все многоэтажные здания, бизнес-центры были оснащены импортными лифтами: Kone, Otis, Schindler и так далее.

Завод в Щербинке, которым владеет госкорпорация «Дом.РФ», начал производить отечественные высотные лифты. Но проблема в том, что Щербинка очень сильно зависит от китайских комплектующих. То есть объявленное в этой сфере «импортозамещение» – это замена западных комплектующих поставок на китайские.

Есть белорусские, у которых больше всего отечественных комплектующих, и более мелкие, чем Щербинка, российские предприятия, которые производят отечественные комплектующие. Но полностью импортонезависимых производителей нет. Кто-то больше, кто-то – меньше.

В связи с этим вопрос не в том, насколько китайское оборудование лучше или хуже западного, а в том, что у нас нет иных вариантов, кроме как приобретать китайское. Например, немецкая фирма Schindler вообще уходит с рынка и даже не собирается обслуживать те лифты, которые уже установлены в стране», - объяснил Константин Крохин.

Напомним, 26 апреля, в ходе 524-го пленарного заседания Совета Федерации его спикер Валентина Матвиенко заявила о необходимости решать задачи своевременного ремонта и безопасной эксплуатации такого рода оборудования.

Она поддержала инициативу члена Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера Сергея Лукина и поручила сформировать обращение в кабмин с призывом разработать в кратчайшие сроки действенные механизмы господдержки программы по замене лифтов.

«Есть тревоги в строительной отрасли. Скажем, лифты для высотных домов в России вообще не производятся», — отметила Председатель палаты регионов. Кроме того, необходимо определить органы и ведомства, которые будут следить за безопасностью эксплуатации этого оборудования, сказала Матвиенко.

Как следует из опубликованных данных о выпуске важнейших видов продукции, в 2021 году в России произведено 31,2 тыс. лифтов. Показатель произведенных лифтов в декабре 2021 года к декабрю 2020 года составил 89,5 процента, к ноябрю 2021 года 105,9 процента. Производство лифтов в России за 2021 год незначительно снизилось, составив 99,2 процента к предыдущему 2020 году.

По данным Федеральной службы по аккредитации за 2021 год в России в Едином реестре сертификатов соответствия и деклараций о соответствии содержатся сведения о 44,2 тысяч действующих деклараций о соответствии (Технический регламент ТР ТС 011/2011) смонтированных лифтов. При этом за 2020 год имеются сведения о 42,2 тыс. действующих деклараций о соответствии смонтированных лифтов, то есть рост количества смонтированных лифтов в 2021 году составил около 4.65 процентов.

01 июня 2022 года Федеральная служба государственной статистики (Росстат) опубликовала данные о промышленном производстве за январь-апрель 2022 г. Индекс промышленного производства составил в январе-апреле 2022 г. по сравнению с январем-апрелем 2021 г. – 103,9%, в апреле 2022 г. по сравнению с апрелем 2021 г. – 98,4%, по сравнению с мартом 2022 г. – 91,5%.

Как следует из опубликованных данных о выпуске важнейших видов продукции, за январь-апрель 2022 года в России произведено 6,2 тыс. лифтов. Показатель произведенных лифтов в апреле 2022 года к апрелю 2021 года составил 52 процента, к марту 2022 года 101,7 процента. Производство лифтов в России за январь-апрель 2022 г. в % к январю-апрелю 2021 г. составило 63,4 процента.

 

Источник: © Лифт-Пресс.Ру