ТверьлифтТверьлифт
Секретарь
(4822) 42-01-72
Контактная информация

Минстрой ответил Национальному лифтовому союзу и Российскому лифтовому объединению - идите в ФАС

02 Сентябрь 2020 года

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации ответило Национальному лифтовому союзу и Ассоциации «Российское лифтовое объединение» на письмо № 33 от «10» июля 2020 г. по вопросу «О конфликте интересов в АО «ДОМ.РФ» и действиях но монополизации и ограничению конкуренции на лифтовом рынке». Информация об этом размещена на сайте ассоциации «Российское лифтовое объединение».

Ответ в общем затрагивает вопросы, предусмотренные Планом мероприятий Дорожной карты по развитию лифтовой отрасли в Российской Федерации. Напомним, что по официальной версии данный план был разработан как выполнение поручений Правительства Российской Федерации Д.М. Медведева, данных премьером на совещании, посвященном развитию производства промышленной продукции, необходимой для обеспечения реализации национального проекта Жилье и городская среда, которое прошло 05 февраля 2019 года в Москве на территории Щербинского лифтостроительного завода. Данные Поручения были закреплены в Протоколе №ДМ-П9-7пр.

В частности в письме отмечается, что необходимость модернизации действующих производств лифтов и запуска новых в связи с планируемым увеличением общего потребления лифтов в Российской Федерации в перспективе до 2025 года с учетом объемов ввода построенного жилья и объемов замены лифтов в рамках региональных программ капитального ремонта поддерживается Минпромторгом России.

Напомним, что ранее Минстрой сообщал о том, что ведомство рассмотрело совместное обращение Национального лифтового союза и ассоциации «Российское лифтовое объединение», поступившее письмом от 18 мая 2020 г. № 25, о включении в качестве соисполнителей в План мероприятий («Дорожную карту») по развитию лифтовой отрасли в Российской Федерации, утвержденную совместно Минпромторгом России и Минстроем России.

Относительно обращения Национального лифтового союза и Ассоциации «Российское лифтовое объединение» от 14 мая 2020 г. № 24 о целесообразности строительства нового лифтостроительного завода, в Минстрое сослались на то, что данный вопрос уже рассматривался ФАС России в соответствии с письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 15 июня 2020 г. № П16-35244. При этом в рамках рассмотрения указанного обращения было установлено, что сведения о производственных мощностях лифтостроительных заводов, представленные Минпромторгом России и отраслевыми объединениями, существенно различаются, в связи с чем ФАС России запрошена информация непосредственно у производителей лифтов. Также ФАС России проводится проверка по вопросу соблюдения АО «ДОМ.РФ» и организациями группы АО «ДОМ.РФ» требований антимонопольного законодательства.

Что касается предложений по изменениям в Положение о привлечении подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 1 июля 2016 г. № 615, предусматривающим прямые закупки лифтов у заводов-изготовителей, то проект постановления о внесении изменений в Положение уже направлен на рассмотрение в Правительство Российской Федерации. Принятие решение по указанному проекту изменений отложено до представления результатов реализации пилотного проекта. Сроки проведения пилотного проекта - 2020-2022 годы.

Как следует из письма, то в министерствах еще только прорабатывается вопрос о формате проведения дополнительного анализа сильных и слабых сторон при заключении прямых договоров подряда с заводами-производителями в рамках пилотного проекта, однако вопрос о прямых закупках имеет длящийся характер и возник уже полтора года назад, таким образом прошло уже достаточно времени. чтобы определиться не только с форматом проведения анализа, но и решить вопрос по существу.

Стоит отметить, что прямые закупки по предлагаемым схемам пока выглядят мягко говоря не совсем рыночно. Ассоциация «Российское лифтовое объединение» и Национальный лифтовый союз в своих письмах выступают против «никому не нужного нового лифтового завода», строительство которого прорабатывает АО «ДОМ.РФ», По оценкам экспертов, на которых ссылается ассоциация, строительство может стоить около 10 млрд рублей. Обвиняя госкорпорацию в строительстве нового завода за государственные деньги, остаются неизвестными источники информации о происхождении инвестиционных ресурсов для строительства нового завода именно как государственных. В то же время в АО «ДОМ.РФ» утверждают, что строить собираются на собственные средства.

Утверждение о том, что Щербинский лифтостроительный завод является для АО «ДОМ.РФ» непрофильным активом, от которого им нужно срочно избавляться, также весьма спорен. Для программы Жилье и городская среда требуется увеличение производства лифтов в России. ПАО «КМЗ» и ООО «ПКФ Сиблифт» имеют неподъемную долговую нагрузку, ответственность за возникновение которой руководители предприятий пытаются переложить на периоды их подконтрольности банковским структурам. Тем временем видимо в суде оспорить наличие этих долгов у них пока не получается. И если требования кредиторов к этим предприятиям будут судом признаны обоснованными, то как дальше сложится судьба данных предприятий предсказать весьма затруднительно.

В таких условиях избавление АО «ДОМ.РФ» от такого актива как АО «ЩЛЗ» может поставить под удар стабильность поставок для госпрограммы, за которую они отвечают. Также нет оценок относительно того, за какую сумму возможна продажа Щербинского лифтостроительного завода. Как известно, в рамках дела о банкротства Серпуховского лифтостроительного завода возникли проблемы с реализацией имущества должника, где завод выступает как имущественный комплекс. Торги признаны несостоявшимися, то есть пока нет желающих покупать лифтостроительные заводы. Во всяком случае они не стоят в очереди за ними. Таким образом, сохраняя у себя данный актив АО «ДОМ.РФ» возможно сможет для обманутых дольщиков достроить большее количество квартир, чем пытаясь продать его любой ценой.

Также в настоящее время находится в предбанкротном состоянии производитель лифтов в Кировской области ООО «Высота 43», в стадии банкротства Лобненский лифтостроительный завод. Однако есть конечно и устойчивые производители, такие например как Евролифтмаш или Отис.

Напомним, что Российское лифтовое объединение и Национальный лифтовый союз обвиняют АО «ДОМ.РФ» в низком качестве управления АО «ЩЛЗ», а именно:

- в падение объемов производства на 21%. В соответствии с Годовым отчетом Общества за 2019 год производство лифтов действительно сократилось, однако падение объемов реализации показало сокращение всего на 13%. Более того, в Годовом отчете ЩЛЗ отмечается, что показатели 2018 года по производству и вводу в эксплуатацию лифтового оборудования были рекордными за всю историю Эмитента, то есть если взять усредненные значения за несколько лет, то снижение возможно уже не будет казаться столь драматичным;

- чистый убыток 53.23 млн в 2019 году по сравнению с 375.76 млн годом ранее. Однако это данные сформированы в соответствии с российскими стандартами бухгалтерской отчетности (РСБУ), и могут не отражать реальную картину положения дел на предприятии, тем более что Общество является частью группы компаний;

- массовые срывы по договорам на замену лифтов по программам капитального ремонта. Действительно, срывы были, и вина ШЛЗ тут все-таки имеется. Однако как известно, контракты были переданы по договорам субподряда ООО «НПО Спутник-А», которое в свою очередь передало их ненадежным субподрядчикам, которые и завалили работу (что впрочем не снимает ответственность с АО «ЩЛЗ»). Кто отвечал в то время за передачу работ ООО «НПО Спутник-А» и дальнейший контроль за работами надо разбираться. Тут конечно слабое место...;

- в том, что произведены «невосполнимые разрушения» технологической базы, разрушены цеха и т.д. Однако эти «невосполнимые разрушения» удивительным образом не помешали Щербинскому лифтостроительному заводу не только не потерять объемы, но и увеличить производство лифтов на 9,6% за 6 месяцев 2020 года;

- по мнению РЛО были заключены сделки по модернизации и консолидации, целесообразность которых необходимо оценить, в результате чего объем кредитной задолженности в 2019 году вырос до 4.82 млрд рублей. Однако факт увеличения кредитной нагрузки сам по себе не свидетельствует о невыгодности сделок, и по итогу предприятие может оказаться в существенном выигрыше.

При этом наличие дефолтной (просроченной) задолженности у ПАО «КМЗ» и «ПКФ Сиблифт» (см. ООО «ПКФ Сиблифт» банкрот? Заявление о признании должника банкротом принято к производству Арбитражным судом Омской области) не смущает представителей лифтовых объединений, и они продолжают настаивать на реструктуризации просроченной задолженности, выступая категорически против банкротных процедур. Однако реструктуризация как раз таки и возможна именно при банкротстве. В соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» после вынесения определения о признании требования кредитора обоснованным и введения процедуры наблюдения на собрании кредиторов может быть принято решения о введении финансового оздоровления в отношении должника.

Финансовое оздоровление является одной из процедур процесса банкротства, которая применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с утверждённым графиком. Для этого от контролирующих лиц потребуется экономически обоснованный план, в соответствии с которым предполагается будущее погашение требований кредиторов.

Как сообщается на сайте лифтового союза, президент НЛС Виктор Тишин уверен, что благодаря такой напряженной деятельности НЛС с привлечением других отраслевых общественных организаций пока удается формировать правильное русло развития государственного регулирования в лифтовом комплексе, что особенно важно на фоне изменения системы государственного контроля. Таким образом, лифтовые общественные организации выполняют все обязательства перед своими членами,

Как следует из писем и заявлений АО «ДОМ.РФ», там уверены что осуществление закупок у монтажных и посреднических организаций приводит к увеличению конечной стоимости для фондов капитального ремонта.

В то же время, из решения Арбитражного суда Иркутской области страна узнала о сговоре ООО «Звезда», Щербинского лифтостроительного завода и ООО «Мосрегионлифт» на торгах в Иркутской области, все фигуранты данного дела не выполняли работы самостоятельно, а передавали их на субподряд. Поскольку ЩЛЗ является производителем, то он как минимум самостоятельно производил лифты, передавая остальные работы на субподряд, в то время как остальные сами ничего не выполняли и не производили, представляли из себя чисто посреднические организации.

Возможно их и имеют ввиду, когда в «ДОМ.РФ» говорят об устранении посреднических организаций? При этом ООО «Мосрегионлифт» имеет неплохие показатели выручки в 3,0 млрд руб. и прибыли в 136 млн руб. при среднесписочной численности 21 сотрудник за 2019 году.

Следственным комитетом Российской Федерации 21 ноября 2019 года генеральному директору ООО «Звезда» Олегу Хамуляку предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ (Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере).

 

Источник: ©Сетевое издание «Лифт-Пресс.Ру»