ТверьлифтТверьлифт
Секретарь
(4822) 42-01-72
Контактная информация

Опасные объекты требуют государственного надзора

08 Июль 2014 года

Опасные объекты требуют государственного надзораА пока за работоспособность и безопасность «вертикального транспорта» зачастую отвечают непрофессионалы, нам, ежедневным пользователям лифтов, остается надеяться только на себя, уверен генеральный директор лифтовых организаций ООО «Мегатех», ООО «Лифтовик», ООО «Лифтремонт», ООО «СаратовЛифтРемонт», полномочный представитель Ассоциации делового сотрудничества СРО «Лифтсервис» по Саратовской области, член Координационного совета Приволжского федерального округа при Комитете регионального развития Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация «Межрегиональное объединение лифтовых организаций», Почетный работник ЖКХ Юрий ПРОНИН.

О ТРАГЕДИИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

- Что касается несчастного случая, произошедшего в Санкт-Петербурге, давайте, будучи профессионалами, не станем кривить душой и скажем, что здесь налицо человеческий фактор. Исключать из схемы четыре контактные группы, при которых лифт приходит в движение, это преступление. И ни о каком недоремонте здесь, на мой взгляд, не может быть и речи. Другое дело, что возникают сомнения: на самом ли деле на нашем рынке присутствуют исключительно специалисты? Что мы получили в ответ на наш запрос в Нижневолжское управление Ростехнадзора по поводу некоторых управляющих компаний, вызвавших сомнение в их компетентности? «Таких управляющих компаний не числится». Это говорит о том, что отсутствует государственный учет не только УК, но и наших подъемных сооружений, находящихся в жилом фонде. Да и не только в жилом. Меняются управляющие компании, а лифты или вообще ни за кем не стоят на учете, или же закреплены за старыми владельцами, которых уже и на рынке не существует лет десять.

Сейчас много разговоров ведется о том, что инженерным центром была проведена проверка лифта - виновника трагедии незадолго до происшедшего. Но не надо забывать, что инженерные центры нанимает заказчик для выполнения подрядных работ в части определения состояния лифта в данный момент времени и как свои функциональные обязанности выполняет организация, осуществляющая техническое обслуживание этого лифта. Все. Инженерный центр свою работу сделал в марте. А то, что произошло с объектом после этого, уже не в зоне ответственности ИЦ.

О ВОЗМОЖНЫХ ПЕРЕМЕНАХ

- Насколько нам известно, Ростехнадзором подготовлен законодательный проект, предусматривающий автоматическое наказание нарушителей без каких бы то ни было проверок. Может быть, это будет какая-то программа страхования, в которой будут указаны все подъемные сооружения и их владельцы.

Обязательной будет и информация о том, застраховано ли то или иное подъемное сооружение. Если на страховке экономили, программа будет автоматически отслеживать такого недобросовестного владельца и автоматически же применять к нему штрафные санкции.

О СИТУАЦИИ В САРАТОВЕ

- На фоне всеобщего беспорядка, творящегося сегодня на рынке лифтового хозяйства России в целом, ситуация в Саратове не отличается ничем. Некоторые управляющие компании создают свои аффилированные, так называемые специализированные организации, критерием которых является внесение в устав, что данная организация занимается обслуживанием лифтов. А кто конкретно работает в этих организациях, никого нигде никогда не волновало. Поэтому несчастные случаи будут происходить и далее, поскольку на рынок пришли непрофессионалы, которые в погоне за максимизацией прибыли идут на всякие ухищрения, в том числе и снижая затратную часть по статье «Обслуживание подъемных сооружений, лифтов». А все-таки давайте не будем забывать, что согласно 225-ФЗ лифт страхуется от нанесения ущерба третьим лицам. И статус опасного с данных объектов никто не снимал.

СКАЗАНО!

- Несчастные случаи будут происходить и далее, поскольку на рынок пришли непрофессионалы, которые в погоне за максимизацией прибыли идут на всякие ухищрения, в том числе и снижая затратную часть по статье «Обслуживание подъемных сооружений, лифтов». А все-таки давайте не будем забывать, что согласно 225-ФЗ лифт страхуется от нанесения ущерба третьим лицам. И статус опасного с данных объектов никто не снимал.

Нам очень хотелось бы, чтобы властные структуры, которые принимают решение, задумались над тем, что опасные объекты требуют серьезного надзора. Государственного надзора.

Сейчас же, к сожалению, никаких рычагов воздействия на владельца лифта в случае обнаружения его неисправности нет. Правда, при проведении плановой проверки Ростехнадзор уполномочен налагать на владельца штрафные санкции за выявленные нарушения, но плановые проверки проводятся раз в три года.

А это значит, что не вполне добросовестный владелец, ознакомленный с графиком проверок, спокойно может, к примеру, страховать лифты с той же периодичностью - раз в три года. В остальное время - столь же спокойно направлять средства на любые другие цели.

ЕСТЬ ЛИ ВЫХОД У ЖИЛЬЦОВ?

- На сегодняшний день управляющие компании совершенно не отчитываются перед своими жильцами, с кем они заключают договор на обслуживание лифтов, по каким ценам. Существует очень большая разница между сбором средств с собственников жилья за техническое обслуживание лифтов управляющей компанией и расходной частью на подряд с обслуживающими организациями: инженерными центрами и т.д. И эта разница, эта моржа оседает в карманах определенных лиц, и самое страшное, что при этом никто ни за что не отвечает, ни перед кем не отчитывается. И единственный выход на сегодняшний день существует в инициировании прокурорской проверки управляющей компании по жалобам собственников жилья.

О ПРОФЕССИОНАЛАХ И ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

- Есть, к сожалению, и такие примеры, когда управляющие компании, опять же в целях оптимизации расходной части сметы или для получения максимальной прибыли, принимают решение о самостоятельном обслуживании лифтов. В таком случае так называемая специализированная организация укомплектовывается по большей части случайными людьми. О каком бы то ни было профессионализме не может быть и речи.

А между тем в Саратове вот уже много лет существует учебный центр, в котором проходят профподготовку специалисты действительно специализированных лифтовых организаций. При этом стоит отметить, что процесс обучения занимает не один год. Шесть месяцев в учебном центре плюс как минимум лет пять непосредственно на рабочем месте. Только после этого человека можно назвать профессионалом, который, в частности, будет технически грамотно относиться к объекту, обслуживание которого ему поручено. И нести ответственность за жизнь и здоровье людей, пользующихся этим объектом, лифтом.

Ведь сейчас профессиональные организации, как это было всегда, заносят имя электромеханика в паспорт лифта. Таким образом информация о человеке, отвечающем за техническое состояние данного объекта, находится в свободном доступе. Более того, электромеханик, чье имя внесено в паспорт, несет уголовную ответственность в случае невыполнения требований, предъявляемых к нему при обслуживании объекта.

Безусловно, в том случае, если управляющая организация изначально создается как фирма-однодневка, ей и на хорошего специалиста тратить средства резона нет, об ответственности, которую кто-то будет нести в случае поломки лифта или возникновения чрезвычайной ситуации на данном объекте, они просто не думают.

О СРОКАХ СЛУЖБЫ ЛИФТОВ

- Двадцать пять лет срока службы лифта - это надуманная цифра. Мы еще с советских времен, упорно занося в ГОСТ эту цифру, стремились «догнать и перегнать Запад». За рубежом, мол, лифты работают 8-10 лет, а наши могут и 25 лет проработать.

Сейчас пожинаем плоды этой «гонки». Однако эта тема очень объемна и хотелось бы посвятить ее обсуждению отдельный круглый стол.

Источник: Комсомольская правда - Саратов