Лифты без правил
24 сентября 2014 годаВ августе Правительство РФ приняло постановление, возвращающее лифты под контроль Ростехнадзора. Перед этим данный вид техники в течение полутора лет не контролировался никакими государственными органами. История применения лифтов в России вообще сложна и запутана. При этом подъемники нельзя назвать безопасными: в них регулярно происходят аварии, приводящие к гибели людей.
Такое устройство, как лифт, прочно вошло в жизнь человечества относительно недавно. Единичные упоминания о лифтах различных конструкций встречаются в древнегреческой и средневековой литературе, но повсеместным предметом обихода подъемники начали становиться лишь в XIX веке. Электрический лифт был запатентован в США в 1861 году, однако паровые и гидравлические устройства также долгое время широко использовались. Совершенствование лифтов было тесно взаимосвязано с высотным строительством.
С одной стороны, без высоких зданий лифты были никому не нужны. С другой стороны, отсутствие надежных лифтов не позволяло строить слишком высокие здания. Наконец определенное равновесие технологий установилось, и в 1885 году в Чикаго был возведен первый в мире небоскреб (сначала в нем насчитывалось десять этажей, а затем были надстроены еще два). После этого в США развернулась гонка за строительство самого высокого здания, результатом которой стало появление огромного количества небоскребов.
В России до второй половины XX века высотное строительство было не так популярно. Лишь после Великой Отечественной войны в Москве были возведены семь так называемых "сталинских высоток". Однако это можно назвать единичным прорывом, не особенно повлиявшим на общую ситуацию. В годы правления Никиты Хрущева (1953-1965), как известно, в СССР практиковалось в основном возведение пятиэтажек.
Нетрудно догадаться, что лифты в такой ситуации не были предметом первой необходимости, и развитие данной отрасли продвигалось вяло. В XVIII-XIX веках подъемниками были оборудованы лишь единичные дворцовые постройки. В 1912-1914 годах в России ненадолго вспыхнула мода на установку "самоходных кабин" в гостиницах и богатых домах, но это было лишь мимолетное веяние. В начале 1930-х годов в Москве был открыт завод "Подъемник", начавший выпускать первые отечественные лифты. К середине XX века в Москве насчитывалось около 700 лифтов, в Ленинграде – около 500, а в других советских городах – еще меньше. Но постепенно ситуация улучшалась.
В 1949 году был основан трест "Союзлифтмонтаж", централизованно занимавшийся установкой лифтов. В 1963 году открылось Центральное проектно-конструкторское бюро по лифтам. В 1967 году был основан трест "Рослифтремонт", перед которым поставили задачу унифицировать систему обслуживания и ремонта лифтов. Тем временем в стране началось массовое строительство домов высотой девять и более этажей. В 1978 году одно только МГПО "Мослифт" обслуживало уже 57 тыс. устройств, а к 1990 году их количество достигло 90 тыс.
В современной России предприятия лифтовой отрасли стараются объединяться в различные ассоциации. В начале 1990-х годов были созданы концерн "Руслифтсервис", объединяющий около 40 лифтовых предприятий, и ЗАО "АК Лифт", в которое входили около 16 организаций. В 2006 году была основана Национальная лига предприятий лифтовой и коммунальной структуры, в которую вступили примерно 250 компаний. В 2010 году был зарегистрирован Национальный лифтовый союз, членами которого стали другие, менее крупные объединения.
Что же касается государственного контроля, то в 2004 году был основан Ростехнадзор, в число полномочий которого вошел в том числе надзор за лифтовой отраслью. В последние годы он руководствовался в своей деятельности постановлением Правительства РФ от 2 октября 2009 г. № 782 "Об утверждении технического регламента о безопасности лифтов". Впрочем, в феврале 2013 года это постановление утратило силу, а лифтовое хозяйство было выведено из зоны ответственности Ростехнадзора. В марте того же года вступил в силу техрегламент Таможенного союза "О безопасности лифтов" (утвержден решением комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 824), причем ведомство, которое должно контролировать исполнение данного регламента, до недавних пор не было определено.
Существуют различные мнения о безопасности лифтов. Россиян с детства убеждают, что всевозможные городские страшилки не имеют ничего общего с действительностью: современные подъемники совершенно безопасны, лифт с оборвавшимся тросом подхватит улавливатель, а при отсутствии кабины на этаже двери не откроются. Тем не менее, приходится констатировать, что несчастные случаи в лифтах происходят все-таки регулярно. Чаще всего травмы получают рабочие, которые производят те или иные технические манипуляции, либо хулиганы, которые используют лифты не по назначению (например, катаются на крышах). Однако иногда в результате аварий страдают и обычные пассажиры, которые разве что незначительно нарушают правила. Только за последний год Следственный комитет РФ сообщал о множестве таких инцидентов.
28 августа 2014 года 35-летняя жительница Севастополя вызвала лифт на четвертый этаж. Она вошла в кабину и стала придерживать двери руками в ожидании родственников. Однако двери захлопнулись и кабина двинулась вниз. В результате руки зажало, женщину потащило вслед за кабиной, и она погибла. СК РФ возбудил дело по ст. 109 УК РФ ("Причинение смерти по неосторожности"), виновников происшествия ищут среди работников обслуживающей организации.
20 июля 2014 года в Саратове в лифте двухэтажного частного дома погибла 68-летняя пенсионерка. Когда она выходила из кабины, двери зажали ей ногу, после чего лифт тронулся. Кто будет отвечать за случившееся, пока неизвестно: по предварительным данным, подъемник являлся самодельным и был установлен без необходимых согласований.
16 июля 2014 года в одной из больниц Армавира 24-летняя санитарка занималась погрузкой и выгрузкой белья из грузового лифта. Неожиданно кабина обрушилась вниз и ударила девушку по голове, причинив смертельные травмы. В связи с инцидентом было возбуждено уголовное дело по той же ст. 109 УК РФ.
16 июня 2014 года в Санкт-Петербурге молодые супруги вызвали лифт на шестой этаж и начали ввозить в него коляску с новорожденным ребенком. В этот момент кабина пришла в движение, ребенок погиб. Было возбуждено дело по все той же статье.
12 мая 2014 года житель Хабаровска погиб в лифте во время пожара. 56-летний мужчина спускался с 11 этажа, когда в электрощитовой произошло возгорание. Лифт остановился на восьмом этаже, но двери не открылись. В результате мужчина задохнулся, а в производстве СК РФ появилось новое дело.
15 апреля 2014 года в Ростове-на-Дону между 13 и 14 этажами застрял лифт, в котором находился восьмилетний мальчик. Он самостоятельно разжал створки и выбрался из кабины, после чего сорвался в шахту. И снова сотрудников лифтовой компании обвинили в причинении смерти по неосторожности.
6 февраля 2014 года в Дмитрове Московской области 20-летняя мать и 24-летний отец гуляли с двумя сыновьями в возрасте одного года и двух лет. Отец увел младшего ребенка домой, а через 20 минут вслед за ними направилась и женщина со старшим сыном. Когда она входила в лифт на первом этаже, двери зажали ей ногу, а кабина тронулась вверх. В результате женщина погибла. Ребенок, остававшийся на лестничной клетке, не пострадал. Уголовное дело также было возбуждено, но, хотя с момента происшествия прошло уже полгода, об окончании расследования до сих пор не сообщалось.
Стоит отметить, что наказание по ст. 109 УК РФ нельзя назвать серьезным. Даже с учетом отягчающего обстоятельства (ненадлежащее исполнение служебных обязанностей) сотрудникам обслуживающих организаций, по невольной вине которых погибли люди, грозит лишь ограничение свободы сроком до трех лет, принудительные работы на срок до трех лет, либо лишение свободы на тот же срок (которое часто бывает условным). Ситуацию усугубляет тот факт, что погибшие обычно все же нарушают правила, четко прописанные на стене каждой лифтовой кабины. Если рассматривать вышеуказанные случаи – сразу бросается в глаза нарушение запретов на провоз ребенка в коляске (детей надо брать на руки), на самостоятельные попытки выбраться из застрявшего лифта и на воспрепятствование закрытию дверей. Конечно, адвокаты обвиняемых используют данную информацию в судах.
Сообщения о вынесении приговоров по делам о гибели людей в лифте появляются на сайте СК РФ гораздо реже, чем собственно сообщения об авариях. Но кое-какие примеры найти все-таки можно. Так, в январе 2012 года в Санкт-Петербурге был вынесен приговор эксперту ООО ИЦ "Ликон", которая в 2008 году допустила нарушения при освидетельствовании лифта. В 2009 году в этом лифте погибла пожилая женщина. Подсудимую приговорили к двум годам колонии, но освободили от наказания в связи с истечением срока давности.
В 2010 году гендиректор организации "Лифтсервис" в Астрахани получил три года условного срока за допуск к работе не совсем исправного лифта. В 2007 году в этом лифте застряла 14-летняя девочка. Неустановленный гражданин решил ее освободить: растормозил лебедку и разжал двери. Когда девочка пыталась выйти, кабина пошла вверх и нанесла ей смертельные травмы.
В 2009 году в Чебоксарах к полутора годам условного срока был приговорен электромеханик ООО "Лифтсервис". Его сочли виновником гибели в лифте 13-летнего подростка, который смог проникнуть в шахту с целью покататься на крыше кабины.
Единой официальной информационной базы по авариям в лифтах в России не существует. Однако свою статистику ведет, например, такая крупная организация, как Национальный лифтовый союз. По его данным, за 2013 год было зафиксировано 28 несчастных случаев в лифтах. 12 человек погибли, 27 получили ранения.
Недавно Правительство РФ своим постановлением от 23 августа 2014 г. № 848 утвердило Правила проведения технического расследования причин и обстоятельств аварий на опасных объектах – лифтах, подъемных платформах для инвалидов, эскалаторах (за исключением эскалаторов в метрополитенах). Этот документ возвращает лифты под контроль Ростехнадзора, хотя и оставляет их в особой категории, отличной от иных опасных объектов (поэтому и понадобились отдельные правила).
Согласно постановлению, ответственные лица обязаны обратиться в Ростехнадзор в течение 24 часов после аварии. При этом они должны по возможности сохранить неизменной обстановку на месте происшествия. Если же какие-то последствия все же необходимо устранить оперативно, то перед этим они должны быть зафиксированы посредством фото- или видеосъемки. В дальнейшем Ростехнадзор проводит расследование при участии органов местного самоуправления, владельцев лифта и страховщиков.
По информации компании ОМОР "Национальная лига", ежедневно лифты России перевозят 90 млн человек. Всего в стране на сегодняшний день работают около 450 тыс. лифтов, причем около 30% из них требуют замены или модернизации. При этом стоит отметить, что с каждым годом в России возводится все больше высотных домов. Жилые дома высотой 20 и более этажей для многих городов перестали быть экзотикой. В таких строениях лифт – уже точно не роскошь, а необходимость.
Даже люди, страдающие клаустрофобией или выступающие за подвижный образ жизни, вряд ли готовы ежедневно подниматься пешком на такую высоту. Остается надеяться, что порядок в лифтовой отрасли будет наводиться не по следам аварий, а в превентивном ключе. Впрочем, оснований для этой надежды нет: ни о какой масштабной программе модернизации лифтового хозяйства речи пока не заходило.