У семи нянек дитя без глаза: парламентарии о лифтах-убийцах
01 февраля 2016 годаДепутаты Мосгордумы предложили ужесточить правила обслуживания лифтов в многоквартирных жилых домах. Поводом для обсуждения вопроса безопасности лифтового хозяйства в столичном парламенте послужили трагедии последних двух месяцев, повлекшие гибель людей
Реакция последовала и на федеральном уровне - партия "Справедливая Россия" внесла в Госдуму законопроект, в котором предлагает включить ремонт лифтов в программу капремонта. Взять лифтовое хозяйство в ежовые рукавицы пообещал и Минстрой РФ, грозящий управляющим компаниям проверками. Эксперты, впрочем, уверены, что одних проверок, даже если они и пройдут повсеместно, явно недостаточно. Лифтовой рынок, около 10 лет назад отданный на откуп профессиональному сообществу, сегодня держится буквально на честном слове.
"В Москве существует два вида обслуживания лифтов, - рассказал депутат Мосгордумы Олег Сорока, слова которого приводит "РГ". - Во-первых, управляющие компании (УК), обслуживающие жилой фонд, могут обратиться в специализированную компанию, которая производит лифты. У таких компаний есть свои сервисные структуры - и это самый надежный вид обслуживания лифтов. Во-вторых, есть коммерческие структуры, получившие лицензию Ростехнадзора на этот вид деятельности".
В Мосгордуме обещают внимательно изучит работу и тех, и других компаний на парламентской комиссии по ЖКХ, где особое внимание будет сосредоточено на коммерческих структурах: депутатам предстоит выяснить, у всех ли фирм есть лицензии, а экспертам проверить качество обучения технического персонала.
По мнению главы фракции "Справедливая Россия" Сергея Миронова, для предотвращения аварийных ситуаций в жилых домах необходима системная работа в рамках программ капитального ремонта. На сегодня в регионах эти программы формируются зачастую произвольно и бесконтрольно. К примеру, в 11 субъектах РФ вообще не предусмотрено выделение средств на капремонт лифтового оборудования, в 25 регионах предлагается выделять на эти цели не более 3% от собранных средств. И это при том, что в среднем по стране изношено 28% лифтов, в 22 регионах износ лифтового хозяйства превышает 50%.
"Нашим законопроектом мы предлагаем установить на федеральном уровне требования к проведению мониторинга технического состояния многоквартирных домов, а также порядок определения необходимости проведения капитального ремонта, – говорит Миронов. – Предлагается возложить на федеральную власть контроль за соблюдением этих требований, а также установить за это персональную ответственность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации".
Минстрой планирует в ближайшее время инициировать внесение целого ряда поправок в законодательство, регулирующее работу лифтовиков, заявил во вторник замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис. "Сегодня мы внимательно анализируем правила регулирования этой деятельности. В ближайшие две недели мы выйдем с предложением об ужесточении регулирования этой деятельности", — сказал чиновник./p>
Тем не менее, по словам экспертов, без жестких мер со стороны государства добиться результатов попросту невозможно. Сегодня в отрасли лифтового хозяйства госрегулирование отменено в пользу саморегулирумых организаций и по сути единственный способ защититься от непрофессионалов и не нарваться на фирму-убийцу — это бдительность. И проявлять ее должны руководители управляющих компаний. Однако управдомы как раз и стараются всякий раз сэкономить, нанимая лифтовиков подешевле.
После замены лицензирования на систему СРО и выведения лифтов из-под категории опасного промышленного объекта регулирование отрасли чиновниками проводится по принципу "у семи нянек дитя без глаза", пишет "МК", ведь за лифт сейчас отвечает сразу несколько ведомств. Монтаж — это Госстройнадзор, обслуживание — Ростехнадзор, эксплуатация — жилинспекция, производство — Росстандарт. Единственный способ если не остановить, то хотя бы затормозить рост статистики смертей в лифтах эксперты видят только в жестком контроле со стороны государства. По их мнению, лучше уж вернуть все как было и "зарегулировать" отрасль, чем и дальше отдавать жизни пассажиров на откуп экономным управдомам и лифтерам, свято верующим в русский авось.
Какие из предложенных мер Вы поддерживаете? Согласны ли Вы с мнением экспертов, что без жесткого регулирования отрасли государством ситуацию не удастся изменить? – с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к парламентариям.
Парламентарии комментируют
Александр Сидякин, Зампред Комитета ГД по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, фракция «ЕР»:
Стоит отметить, что мы достаточно кардинально подошли к вопросам реформирования всей системы ЖХК. Как человек, работающий в профильном комитете, я могу сказать, что было принято порядка двадцати законов, которые качественно поменяли подходы к управлению многоквартирными домами, к капитальному ремонту.
Честно говоря, мне не совсем понятен смысл законопроекта "Справедливой России". В свое время по предложению депутатов от "Единой России" был принят федеральный закон, касающийся капитального ремонта, и одна из его норм как раз связана с необходимостью своевременной замены лифтов. Не знаю, какова картина по стране в целом, но если говорить, к примеру, о Республике Татарстан, то там из 15 тысяч лифтов ежегодно меняется почти 500. Уверен, что аналогичные процессы, пусть даже и различными темпами, идут по всей стране: везде, где сроки эксплуатации лифтов подходят к завершению, они должны заменяться новыми.
Теперь что касается подходов к регулированию деятельности по эксплуатации лифтового хозяйства. Для того, чтобы профессионально заниматься работами по монтажу и техническому обслуживанию лифтов, надо просто быть членом строительной саморегулируемой организации. Многие СРО, конечно, формально подходят к контролю за качеством работы своих сотрудников, к оценке своего кадрового потенциала, тогда как там должны работать имеющие серьезный опыт профильные специалисты. Поэтому мне кажется, что разговор об усилении контроля за такими организациями, о профилактике их деятельности, вполне заслуживает внимания. На сегодня Ростехнадзор реагирует только на конкретные жалобы, а качество отдельных механизмов в порядке профилактики они не исследуют.
В этой ситуации, я думаю, лицензирование было бы перебором. А вот некая аккредитация соответствующих СРО при региональных отделениях Минстроя, приведение их в соответствие с необходимыми квалификационными требованиями было бы вполне оправданным шагом.
Валерий Гартунг, 1й зампред Комитета Госдумы по промышленности, член фракции «Справедливая Россия»:
Вопросы, связанные с обслуживанием лифтового хозяйства, однозначно должны быть выведены из сферы деятельности ЖКХ. Всегда, во все времена лифты, и прежде всего пассажирские, считались особо опасными транспортными средствами, которые не зря конструируются с высоким запасом прочности. Но большой запас прочности вовсе не означает, что лифты могут работать вечно и что они не требуют постоянных проверок на степень своей технической надежности.
На мой взгляд, все пассажирские лифты в наших городах должны быть подведомственны местным органам Гостехнадзора, где за ними должен осуществляться особый контроль. Никакой управляющей компании обеспечивать такой контроль в принципе не под силу. Возьмите, к примеру, газовые станции или кабели высокого напряжения. Они тоже вносят свою лепту в оказание коммунальных услуг, но никому не придет в голову отдать их в ведение управляющих компаний. Все, что связано с серьезными рисками для жизни и здоровья граждан, должно контролироваться особо.
Я думаю, что действующих у нас законодательных норм вполне достаточно, чтобы наладить эффективную и безопасную эксплуатацию лифтов в жилых домах, офисных помещениях, в госучреждениях. Нужно просто детально во всем разобраться и выявить основные причины, которые ведут к сбоям в их работе, поломкам и прочим подобным ситуациям. И я согласен с мнением экспертов, которые считают необходимым усилить государственный контроль в этой сфере и обеспечить неотвратимость наказаний для лиц, напрямую ответственных за те или иные аварийные ситуации.
Александр Старовойтов, Зампред Комитета Госдумы по транспорту, член фракции ЛДПР:
Абсолютно очевидно, что проблема эта возникла не сегодня и не вчера. В частности, я помню, что в 2010-е годы на территории Астрахани, которую я курирую, уже возникала проблема с лифтами. Огромное их количество вышло из строя в связи с истечением срока годности, и немало людей терпели серьезные неудобства. Для пожилых людей подниматься на верхние этажи девятиэтажек – это неимоверный труд, и многие были даже ограничены в возможностях регулярного приобретения продуктов. Причем подобные ситуации возникают при всех формах управления многоквартирными домами, и не только в Астрахани, но и во многих других регионах РФ.
Для решения проблемы нужно было "бить в колокола" еще прошлому созыву Госдумы. Я абсолютно солидарен с тем, что решать ее нужно в рамках капитального ремонта. Но при этом нужно все-таки менять и сам подход к капитальному ремонту. Мы знаем, какие баснословные суммы снимаются порой с граждан на нужды капремонта. Однако сам ремонт зачастую обещают произвести только через 20-30 лет, в том числе и для домов, которые нуждаются в нем уже сейчас. Поэтому здесь, на мой взгляд, начинать нужно с поддержки инициативы ЛДПР. Мы считаем, что сегодня все расходы за капремонт должно взять на себя государство, и уже потом можно было бы взимать с граждан определенные суммы – причем, не такие изуверские, как сегодня.
А вообще, если проанализировать весь жилой фонд в РФ, то можно прийти к выводу, что большинство домов построено еще в советскую эпоху, и во многих из них не менялись лифты, сроки эксплуатации которых давно подошли в концу. Остается только радоваться тому, что несчастные случаи, связанные с использованием таких старых лифтов, не исчисляются у нас пока десятками или сотнями. Но я опасаюсь, что еще год-два, и о подобных ситуациях мы начнем узнавать чуть ли не из каждого города.
Чтобы этого не происходило, нужно проводить своевременную, высокопрофессиональную профилактику всего лифтового хозяйства страны. В этом плане нельзя не согласиться с мнением о том, что государство обязано усилить свой контроль и свое присутствие в данной области. Если где-то лифты давно вышли из сроков эксплуатации, а у жильцов нет денег на их ремонт или замену, то однозначно должны выделяться деньги из бюджета. В местных бюджетах одна из статей обязательно должна быть рассчитана на подобные нужды. Это даже не обсуждается.
Сергей Лисовский, 1-й зампред Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу (Курганская обл). Член ЕР:
Вопрос не в лифтах, а в ответственности. Если у нас за сорвавшийся лифт сажают лифтера, лифты будут падать и падать независимо от того, кто курирует лифтовую отрасль – государство или частник.
В советские времена в первую очередь посадили бы директора предприятия по производству лифтов, а потом, возможно, и лифтера. Главное, чтобы директор чувствовал свою ответственность. Будет он знать, что в первую очередь посадят его, и подход к производству лифтов станет иным. Все остальные меры бесполезны.
Что касается госрегулирования отрасли, оно и так есть: существуют специальные нормативы, регламенты – в них все прописано. А не соблюдают, потому что нет ответственности. Яркий пример – гибель в 2014 году главы французской нефтяной компании Total во "Внуково". Как известно, при взлете его самолет задел снегоуборочный автомобиль, загорелся и рухнул на взлетно-посадочную полосу. За это должен был сесть директор "Внуково", но вместо него под следствием водитель снегоуборщика. То есть пока ответственность не будет перенесена на руководство, ничего не изменится.
Вспоминается также трагическая авария в московском метро в том же году, когда из-за резкой остановки поезда с рельсов сошли три вагона – 23 человека погибли. Виновным посчитали стрелочника, что, в общем-то, классический вариант для нас.
Так что никакие меры кроме повышения ответственности руководства не помогут. Приведут только к удорожанию услуг ЖКХ: собственники жилья будут платить все больше, а безопасность так не улучшится.
Игорь Чернышев, Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике (Томская область):
Государство и так регулирует эту отрасль – оно не стоит в стороне. Соответствующие госведомства принимают регулирующие нормативно-правовые акты, которые определяют, кто и что должен делать.
Первое, о чем здесь нужно говорить, об эксплуатации лифтов. Этим делом должны заниматься только крупные компании, у которых есть необходимые средства, которые могут себе позволить иметь высококвалифицированных специалистов по лифтам. Такие компании могут без доставления неудобств жителям проводить профилактику лифтов и оперативно осуществлять их ремонт.
Кроме того, крупные компании могут и должны страховать свою ответственность на случай причинения вреда третьим лицам, чтобы, если понадобится, компенсировать им расходы на лечение. Мелкие же компании не выдерживают финансовой нагрузки, у них нет необходимых кадров, потому они быстро разоряются.
Источник: © REGIONS.RU