Законна ли реклама в лифте?
22 октября 2013 годаИсточник: © "Эхо недели-Железногорск"
В редакцию «Эхо недели» обратились жители дома №6 по ул.Горняков - с жалобой на раздражающую рекламу, размещенную в лифтах. Они уверены: собрания жителей по поводу размещения рекламы в лифтах в доме не проводилось. Проблема уже стала общегородской: во многих лифтах жилфонда висят солидные рекламные щиты, жители жалуются.
Жители: Почему без нашего спроса?
Редакция запросила УК «Жилищник», обслуживающую дом, имеет ли она какое-либо отношение к упомянутой рекламе. Заключен ли договор с рекламодателями, платят ли они за использование общего имущества дома, в чей адрес направляются деньги. Если УК не имеет отношения к данной проблеме, не считает ли ее руководство нужным убрать рекламные щиты - или оно не хочет вмешиваться в проблему вообще? Ответ обещаем опубликовать.
В неофициальном порядке получена информация, что УК «Жилищник» будет проводить собрания в своих домах на предмет получения полномочий от жильцов по распоряжению общим имуществом дома, а потом уже будет подписывать договоры с рекламщиками и размещать щиты в лифтах. А там, где уже реклама висит, - рекламщики просто поторопились и опередили события. По словам заместителя директора УК «Жилищник» Анатолия Малеева, если жители против, пусть напишут заявление - рекламные щиты будут сняты.
Недавно в лифтах домов «Жилищника» появились агитки, где некая фирма «Антураж» предлагает свои услуги по размещению рекламы в лифтах за взнос от шести тысяч рублей, гарантируя два миллиона просмотров в месяц! Мы от лица жильцов дозвонились по указанному в постере телефону. Любезный молодой человек, представившийся Станиславом Сизовым, рассказал, что щиты они вешают, боже упаси, не самовольно, а с разрешения УК «Жилищник»: «Позвоните вашему Матюхину, мы уже заплатили аренду за сентябрь, хотя повесили щиты в октябре!».
Власть: только по решению общего собрания!
По словам Андрея Иванова, начальника отдела модернизации и реформирования ЖКХ городской администрации, лифт - общее имущество дома и вопрос его использования, как и арендной платы за это использование, решается общим собранием жителей. Андрей Иванов рассказал, что в администрацию тоже обращались жители с жалобами на рекламу в лифтах в домах «Жилищника». Руководство УК пообещало снять щиты...
В 46-й статье Жилищного кодекса перечислен перечень вопросов, по которым решение общего собрания дома принимается квалифицированным большинством в две трети голосов от - внимание! - ОБЩЕГО ЧИСЛА ГОЛОСОВ В ДОМЕ (а не от принявших участие в голосовании). Этот перечень включает все вопросы, касающиеся использования общего имущества дома, в том числе определение представителей собственников на предмет подписания договора с рекламщиками и сами условия этого договора, определяемые решением собрания. Строго говоря, задача установки какой-либо рекламы в многоквартирном доме - практически неисполнима. А у нас уже везде висит!
Любовь Имекина, "Эхо недели". Фото автора.
Комментарий специалиста по нарушению закона «О рекламе»
Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» предъявляет множество требований к рекламе. Применительно к рассматриваемому случаю следует обратиться к положениям ч. 5 ст. 19 названного закона, где говорится о том, что установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом РФ. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются.
Вышеуказанным законом определено, что надзор за соблюдением законодательства РФ о рекламе осуществляет антимонопольный орган. В частности в соответствии с пунктами 1, 2 и 7 ч. 1 ст. 33 закона антимонопольный орган предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства РФ о рекламе; возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе; применяет меры ответственности в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях;
Порядок осуществления Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами государственного надзора в области рекламы изложен в постановлении правительства РФ от 20.12.2012 №1346 «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области рекламы».
За нарушение (рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем) законодательства о рекламе ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Анатолий Дегтярев, адвокат